вторник, 21 января 2014 г.

Билет 9. Субъектная организация литературного произведения.

Субъектная организация литературного произведения.

Субъектная организация – это соотнесенность всех отрезков текста с субъектом речи и субъектом сознания.

2 стороны:
1) формально-субъектная отнесенность всех отрезков текста с субъектом речи -> с субъектом сознания.
2) содержательно-субъектная.

Субъект речи – тот, кому приписана речь в данном отрывке текста (герои, рассказчик, повествователь). Например, в «Герое нашего времени» субъект речи – Печорин).

Субъект сознания – тот, чье сознания передается в тексте (автор).

Точка зрения – родовое, точечное отношение субъекта к своему объекту.

(Объект речи – все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: люди, предметы, обстоятельства, события и т. д.)

По Корману:

Прямооценочная точка зрения (открытое, лежащее на поверхности отношение субъекта к объекту). Например, стихотворение Пушкина «Наполеон», «Чудесный жребий совершился, угас великий человек») о смерти Наполеона.

Косвенно-оценочная.
1) Простраственная – субъектом и объектом существует пространственная дистанция. Изменения: «Белеет парус одинокий…»
2) Временная – положение во времени. Автор знает, что случится с героем. В р. кл. литературе повествование рассказывает о событиях, протекавших в прошлом («Тарас Бульба»).
3) Фразеологическая (речевая) – отношение между субъектом сознания и объектом сознания в речевой сфере. Если сначала герой говорит на одном языке, а потом начинают на другом, значит изменилось сознание (Онегин). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий