четверг, 23 января 2014 г.

Билет 25. Понятие «метра» и «ритма» в стиховедении. Метрическая, силлабическая, тоническая системы. Понятие стихотворного размера.

Понятие «метра» и «ритма» в стиховедении. Метрическая,
силлабическая, тоническая системы. Понятие стихотворного
размера.

Ритм – это последовательность каких-либо единиц (звуков, слогов)
во времени и пространстве. Считается, что ритм – это метод,
средство систематизации хаоса. Конкретное ударное чередование
ударных и безударных. Ритм – воплощение метра в конкретном
речевом материале.
Отличие стихотворной речи от прозаической.
В основе этого деления речевая организация текста: прозаическая
– речь отрывистая, членение определяется смысловым и
синтаксическим строем; стихотворная речь – это речь
периодическая, ритмическая; это замкнутые компоненты, стянутые
перекрестное рифмовкой. Единица членения строка, строфа,
четверостишие. Стиховые строки не обязательно совпадают с
синтаксическими границами предложения: стих обладает метром
(размером) – это упорядоченное чередование в стихе сильных мест
(иктов) и слабых, по-разному заполняемые.
Ритмическая речь, в большей степени, чем прозаическая
использует фигуры – анафора, эпифора, периоды, ретардации,
стихотворные переносы, стыки, параллелизмы.
Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов. В отличии
от аллитерации и ассонанса (которые могут быть в любом месте
слова). Рифма определяется позиционно, положением в конце
стиха, захватывающим клаузулу – заключительная часть стиха или
строфы от последнего ударного слога в силлабо-тонике.
Метр – идеальный закон чередования сильных и слабых позиций в
стихе. Ритм выступает как отношение к идеальному чередованию, как
отклонение, как результат сопротивления метрическому заданию.
Пиррихий – когда на месте сильной позиции безударный слог.
Спондей – на месте слабой позиции – ударный слог.
Стопа – устойчивое и повторяющееся сочетание сильных и слабых
позиций.
Стихотворный размер – последовательно выраженная форма
стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или
стоп – в зависимости от системы стихосложения).
1) Метрическая система – для языков, где есть различие долгих и
кратких гласных.
Мора – 1 краткий гласный (^)
1 долгий (–) = 2 морам (^^).
ямб: ^ –; хорей: –^; дактиль: –^^; амфибрахий: ^–^; анапест:
^^–
Эти стихи могли состоять из стоп разных размеров. Главное,
чтобы соблюдалось определенное количество мор.
2) Тоника характерна для языков, где существует разница по
ударности и безударности. Тоника – «количественное»
стихосложение, потому что соблюдает кол-во ударных слогов.
Треударник – в каждом стихе должно быть 3 ударных слога.
Без разница на какой позиции будет ударный слог, главное,
чтобы было 3 слога.
Слоговое ударение переходит во фразовое («Мать сыра
земля»).
3) Силлабическая система характерна для языков, где
фиксированное ударение (романские языки, чешский,
польский) – ритм задается равенством слогов.
Двенадцатисложник. Все слоги произносятся равноударно, за
исключением последнего или предпоследнего. (цезура –
пауза). Про силлабику — см. Симеон Полоцкий. Силабическим стихом
также писали поэты первой половины 18 века, включая Кантемира
и Тредиаковского.
Что так смутен, дружок мой? Щеки вдруг опали,
Бледен, и глаза красны, будто ночь не спали?
Задумчив, как тот, кто чин патриарш достати,
Ища, конный свод звод разарил некстати?
(Сатира «Филарет и Евгений» Кантемира)

В 18 веке начинает ощущаться противоречие между искусственной
манерой декламации, поддерживающий силлабический стих, и
светским содержанием поэзии => поиск других форм.
В 1735г. Тредиаковский выпустил книгу «Новый и краткий способ
сложения русских стихов». В ней излагаются теоретические основы
русского стиха и предлагаются способы его усовершенствования.
Многие силлабические традиции не затронуты — реформа
непоследовательна. Однако автор четко осознал, что в русском
языке ударные и безударные слоги резко разделяются по качеству.
Также он впервые ввел понятие стопы как элементарной
ритмической единицы, состоящей из одного ударного и одного
безударного слогов, чередующихся в определенном порядке.
После споров с Ломоносовым были введены мужские клаузулы.
Также Тр. Сыграл важную роль в создании русского гекзаметра.
Реформ завершил Ломоносов. В 1739г. Он прислал «Оду... на
взятия Хотина», основой которого является упорядоченное
чередование ударных и безударных слогов.
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верх горы высокой...
К оде Л. приложил «Письмо о правилах российского
стихосложения» - переход к тоническому стиху.
Многое заимствовал из немецкой поэзии.
1752 — второе издание книги Тр., приняты многие положения Л

1 комментарий: