вторник, 21 января 2014 г.

1 билет-Предмет и задачи литературоведения

Предмет и задачи литературоведения. Науки литературоведческого цикла.

- Предмет не только литература, но и вся художественная словесность  - письменная и устная (имеет три формы дописьменного общества). Литературоведение изучает литературу имеющее художественное значение.
Задачи:
1) Изучение сущности и состава художественной словесности.
2) Изучение истории развития художественной словесности.
3) Изучение развития художественной  словесности.
Художественная словесность – устаревшое устное и письменное творчество. Устное народное творчество называли народной словесностью; теорию литературы, литературоведение – теорией литератур. Художественность (в широком смысле) – основная особенность искусства, отличающая его от других сфер жизни.
Отражение жизни в образах.
Художественность (в узком смысле) – высокое качество произведения искусства и литературы, определяющие его общественное значение.
Критерии:
- наличие образности;
- глубина и значительность проблематики произведения (раскрывает глубину переживаний)
Историческая …-эмоциональная направленность.
Эти два критерия определяют художественность на всех стадиях словесного искусства.
Но есть критерии художественности по форме ( только при соблюдении этих критериев, произведение получает общественное значение).
Форма соответствует идее, тогда произведение художественно, и если все части и подробности происходят из одной идеи ( если нет, то нарушается художественность произведения).
1) Содержательно-художественная целесообразность всех элементов изображения (единой основой идеи).
Художественное произведение, сделанное по такому закону единство целесообразности отличается художественным единством, внутренней связью компонентов.
2) Совершенство речевого строя (многообразие художественной речи приобретается, когда эстетическая значимость имеет высокие нравственные задачи автора).
Стихотворно-эстетическая форма прикрывает неглубокость и незначительность содержания – следует обратить внимание.
Литературоведение делится на 3 раздела:

Теория литературы -> теория литературного произведения. Поэтика – дисциплина, изучающая систему художественных средств и приемов.
Поэтика: 1) теоретическая (рассматривает систему художественных средств) и 2) историческая (рассматривает системы художественных средств в ее историческом рассмотрении).
Теория литературного образа, теория литературного процесса.

История литературы (  Историк литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений.)

Литературная критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (а также насущных проблем общественной и духовной жизни, поэтому часто носит публицистический, политико-злободневный характер), с точки зрения эстетической ценности; выражает самосознание общества и литературы в их эволюции; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: a) текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии; b) палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи; c) библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету; d) библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий