вторник, 21 января 2014 г.

Билет 7. Форма и содержание в словесном творчестве.

Форма и содержание в словесном творчестве.

Форма и содержание – неразрывно связанные понятия, говорящие о том, что сказано в художественном произведении (содержание) и как (форма) через сущность какие-либо признаки узнать и наоборот через предметы понять сущность.

Форма и содержание – это категория соотносительности, т. е. они друг друга дополняют.
Форма – воплощение содержания.
Содержание – внутренний смысл формы.

Формалисты: эстетическая деятельность направлена на материал. Есть слово – материал, оно обрабатывается с помощью художественных средств. Художественная форма – результат обработки словесных масс.

Бахтин в своей работе «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» говорит, формалитсы пытаются выстроить поэтику, лишенную общефилософской эстетики, тем самым приближает ее (поэтику) к лингвистике. Он говорит, что это неправильное художественное творчество направленно на материал. Содержанием любого произведения искусства является жизненные ценности, то есть то, на что направлены наши ценностные реакции, а они в свою очередь направлены на все  (добро/зло, преступление/добродетель), но содержанием произведения искусства жизненные ценности становятся только в контексте произведения, здесь проявляется авторская воля и упорядочивает их (глаза Катюши Масловой сравниваются со смородиной – это оценка характеристики Достоевским). Этот порядок и есть форма по отношению к содержанию. Но эта форма реализована, воплощена в форме по отношению к материалу (это упорядоченность словесных масс в словесном тексте (композиционная форма) Бахтин). Форма по отношению к содержанию обуславливает выбор формы по относительности к материалу. Художественная форма – это граница, обработанная эстетически: как сформулирован текст – это форма по отношению к материалу.

Форма по отношению к содержанию – это архитектоника или форма эстетического объекта: художественная идея, архитектоническая форма, пафос (Гегель) – это одно и то же в разных традициях. Художественная идея (основная мысль).

Бахтин: Архитектоника – форма, осуществленная на материале, она ценностно выводит нас за пределы произведения как организованного материала.

Типы архитектоники: идиллический, драматический, элегический, комический (сатира, юмор), трагический.

Жанр – воплощение художественности в композиции.
Сатира живет 2 принципами:

1) Сравнение человека с предметом.
2) Сравнение с животным.

Художественное произведение не терпит вмешательства, личного опыта читателя, если это происходит, то разрушается художественное целое.

Бахтин -> изолирующая функция искусства: жизненные ценности входят в произведение искусства, становится его содержанием, автор упорядочивает их. Читатель не вправе оспаривать их. Принять надо все, что пишет автор, даже если мы с этим согласны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий