вторник, 21 января 2014 г.

Билет 3. Искусство как форма общественного сознания. Полифункциональность искусства. Происхождение искусства. Понятие синкретизма. Искусство и миф.

Искусство как форма общественного сознания. Полифункциональность искусства. Происхождение искусства. Понятие синкретизма. Искусство и миф.

Вся культура распределена между разными формами сознания (наука, право, искусство, мораль, религия) и видами жизнедеятельности (труд, язык, игра).
Зачем нужно искусство?

Искусство есть форма общественного сознания наряду с другими формами общественного сознания.
У каждой  формы общественного сознания есть особая функция.
1. Познавательная.
2. Воспитательная.
3. Творческая или преобразовательная.
4. Игровая.
5. Коммуникативная.

В истории эстетической мысли человечество шло 2 путями, чтобы разгадать «Почему существует эстетическое искусство?»

     Теория «мимезис» возникла в Древней Греции. По Аристотелю суть искусства – подражание. Просуществовала до конца 18 века. Противник теории – Гёте. Он говорил, что художник нарисовал нам мопса, как в живую, но зачем нам второй мопс?
Романтики настаивали на творческой функции.
Гедонистическая функция искусства (наслажденченская).
Концепция познания человека через искусство
Воспитательная функция искусства
Игровая функция искусства (Кант, Шиллер, художник играет с людьми. Игра - это свойство чисто человеческое. Кот играет, чтобы научиться охотиться, человек играет, чтобы просто играть).
Коммуникативная функция искусства (Толстой говорил, что с помощью искусства люди обучаются друг с другом). У искусства нет отдельной функции, отсюда – идея прикладного характера искусства (Платон «Государство»: рассуждения об идеальном государстве, где каждый выполняет свои функции. Мир, который мы считаем реальностью, на самом деле, не реальность, а реализация. Настоящая реальность (мир Эйдосов, мир первоначал), а наш мир – это всего лишь тень миров Эйдосов. Получается, что художник подражает подражанию. Платон показывает, что художник для него преступник, и его надо было изгнать за стены города-государства, но есть исключения. Если художник не будет настаивать на самостоятельности, а будет помогать.).
Искусство имеет прикладной характер. Многие художники убеждали себя, что их искусство чисто прикладного характера.
Все эти теории и гипотезы не объясняют нам для чего нужно искусство.
       Полифункциональность искусства (оно и поражает, и познает и т. д.).
Человеческая культура нуждается в ощущении целостности, единства всех функций, а искусство и отражает единство культурного существования. Все, что разделено по другим сферам  общественного сознания, в искусстве соединено воедино.
А. Н. Веселоский разработал теорию синкретизма.
1) Синкретизм (Вес.) – первоначальность слитность элементов в последствии выделяющиеся в самостоятельные образования.
2 типа целостности: синтез и синкретизм – антонимы.
Миф – образец синкретического целого (по Веселовскому). Миф не может быть рассказан. Миф существует только в ритуале. В нем содержатся все компоненты сознания (зачатки научного знания, элемент морали, права, политики, религии). Нерасчлененность.
Синкретизм – способ целостного восприятия действительности, еще неосложненный процедурами дифференциации, рефлексии. Миф был настоящим способом восприятия. Он первичная реальность. Фрейденберг занималась проблемами мифа. Она сформулировала закон мифологического мышления «Закон тождества при разграничении». Например, я и племя, к которому я отношусь – одно и тоже , но в тоже время это разное.
- Семантическое тождество при различии форм.
- Правило исключения третьего ( A=B, A>B – это одно и тоже, но разное, различие форм (чувствовать, видеть).

Брайтман: в деревнях до сих пор говорят «Идем смотреть грома».
2) Синкретизм – нерасчлененность игры, труда и искусства. (Веселовский).
3) Синкретизм – нерасчлененность родовых форм славянского искусства (лирика, драма, эпос).
Веселовский описывал хоровой песенный обряд: корифей – «запевало», его запев – это начало эпоса; песнь хора – драматический элемент, повторение песни корифея хором – лирика.
Брайтман в своем труде «Историческая поэтика» определил «субъектный синкретизм» - это случаи немотивированного перехода от первого лица ко второму и т. д. (И она спешит в свою большую спальню. Я пришла взять smth.) На самом деле это сохраняется во фольклоре.
Человеческое сознание нуждается в утраченной целостности.
    Искусство и миф.
В мифе все внутри (нельзя выйти за рамки мифологического мышления). Отдельный индивид не в состоянии целостного самоопределения. Маркс говорил, что человек «древнейший эпохи» - целостный индивид. А современный человек – частичный индивид.
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражала целостность культуры. Гегель определяет предмет искусства как «вся действительность»; Поспелов: в искусстве происходит «ценностное и целостное» духовное самоопределение человека. Там, где есть возможность целостного самоопределения, это и есть искусство, следовательно, искусство является последователем мифа, и это проявляется в структуре лирического произведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий