четверг, 23 января 2014 г.

Билет 19. Лирика как род. Гегель о лирическом произведении.

Лирика как род. Гегель о лирическом произведении.

На первом плане единичные переживания, состояния
человеческого сознания: эмоционально-окрашенные
размышления, внерациональные ощущения и устремления.
«Лирика – писал теоретик романтизма, Шлегель – всегда
изображает лишь само по себе определенное состояние,
например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т. д. –
некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо
единство чувства».
Лирика – выразительный род драмы, но чаще всего лирические
жанры классифицируются как эпос (по объему).
Гегель причисляет эпос и драму к поэзии объективной, а лирику – к
субъективной. «Лирическая поэзия – говорит он – изображает
внутренний мир души, ее чувства, понятия, радости и страдания.
Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе
наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его
собственное настроение; это живая и вдохновенная его продукция
духа». Лирика теснейшим образом, по Гегелю, связана с поэтичным
вдохновением. Содержанием лирического произведения не может
быть развитие объективного действия в его взаимосвязях,
расширяющихся до полноты мира. Содержанием здесь является
отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и
предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании
доводит себя до сознания душа с ее субъективными суждениями,
ее радостями, удивлением, болью и чувством.
Гегель говорит – лирика как литературный род – предмет всеобщая
значимость чувств переживания не сама по себе, а благодаря
форме выражения. Важно как обработано.

 В лирике, согласно Гегелю, «не объективная совокупность всего и
не индивидуальное действие, а именно субъект как субъект
определяет форму и содержание». Философ подчеркивает, что «не
внешний повод и не его реальность создает собственно лирическое
единство, а субъективное внутреннее движение души и способ
восприятия предмета»; «чувство и рефлексия вовлекают внутрь
себя наличный мир, переживают его в своей внутренней стихии и
уже только после того, как этот мир стал чем-то внутренним,
выражают его, находя для него слова»1.
Эти определения получают свой смысл в контексте всей
эстетики философа, согласно которой в поэзии — в отличие
от других искусств — «духовное содержание уходит... из
чувственного материала», а «роль внешнего и объективного
элемента» играет «само внутреннее представление и
созерцание». Иначе говоря, в поэзии вообще «дух становится
предметным на почве самого же духа».
Но в лирике дух делает еще один шаг в сторону интериоризации —
он «нисходит внутрь самого себя, созерцает собственное
сознание». Это и есть излечение духа, освобождение его от
бессознательного единства с субъектом. Благодаря такому акту
содержание лирического сознания превращается в «объект,
очищенный от всякой случайности настроения, объект, в котором
освобожденный внутренний мир свободно, в удовлетворенном
самосознании, возвращается к себе и пребывает у себя самого».
Перед нами не что иное, как «дух, выходящий за пределы
субъективности ego». Показательно, однако, что преодоление субъективности лирического духа достигается у Гегеля на путях
его истолкования как объекта.
В концепции Гегеля идея субъективности лирики,
основополагающая для новоевропейской теории литературных
родов, получила наиболее законченное выражение. Но в ней же
встал и роковой для этой теории вопрос об обосновании
лирической субъективности. Роковым он был потому, что
новоевропейская мысль вплоть до конца XIX — начала XX в.
исходила из гипотезы некоего абсолютного (и в силу этого
«объективного») сознания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий