четверг, 23 января 2014 г.

Билет 26. Силлабо-тоническое стихосложение. Основные размеры русского классического стиха. Особенности современного стиха.

Силлабо-тоническое стихосложение. Основные размеры русского
классического стиха. Особенности современного стиха.

Ритм — закономерное повторение соизмеримых и чувственно
ощутимых единиц
Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из
силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, стали выделять
некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые
промежутки. Такие выделенные слоги называются иктами (лат.
“удар”) или “сильными местами” стиха (С), промежуточные между
ними – “слабыми местами” (с). Сильные места в силлабо-
тоническом стихе преимущественно ударны, слабые –
преимущественно безударны. В какой степени
“преимущественно”, это зависит от данных языка. В английском и
немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда
ударны; в русском языке, где слова длиннее, на сильных местах
ударения часто пропускаются.
Чередование сильных и слабых мест называется метром (гр.
“мера”); повторяющееся сочетание сильного и слабого мест –
стопой. Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (стопа сС),
хорей (Сс), дактиль (Ссс), амфибрахий (сСс) и анапест (ссС). В
зависимости от числа стоп в стихотворной строке каждый метр
имеет несколько размеров. Эти стихотворные размеры
различаются непосредственно на слух.
Примеры:
4-ст. Ямб: Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог...
5-ст. Хорей: Нежно небывалая отрада
Прикоснулась к моему плечу...
4-ст. дактиль:Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели...
4-ст. амфибрахий:Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль... 4-ст. анапест:Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь...
Слово дольник происходит от слова «доля», имеющего более
широкий смысл, чем слово «стопа»: стопы в силлабо-тонической
строке всегда равносложны (или двусложны, или трехсложны), а
доли в дольниковой строке могут быть то двусложны, то
трехсложны. Поэтому мы называем дольник переходной формой
от силлабо-тоники к чистой тонике и измеряем в нем длину стиха
не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), слабые интервалы
между которыми колеблются от 1 до 2 слогов. Таким образом,
ритмическое ожидание не исчезает, но становится расплывчатее.
Гексаметр был 6-иктным дольником; но самыми
употребительными размерами дольника, освоенными в начале XX
в., были 3-иктный и 4-иктный. В подавляющем большинстве
русских стихотворений, написанных дольником, преобладают
трехсложные доли (и, соответственно, двусложные интервалы
между иктами). Это позволяет нам назвать обычный русский
дольник дольником на трехсложной основе. Он настолько
господствует в русской поэзии, что когда говорят просто «дольник»,
то имеют в виду именно его.
Следующий после дольника шаг от силлабо-тоники к чистой тонике
– это тактовик. Если в дольнике объем слабых интервалов между
иктами колебался в пределах двух вариантов (1—2 слога), то в
тактовике он колеблется в пределах трех вариантов (1—2—3 слога).
Соответственно и ритмическое ожидание ударности/безударности
каждого следующего слога здесь становится еще расплывчатее.
Заметим: как в дольнике отдельные строки могли звучать
правильными анапестами и амфибрахиями («Над Невой завывает
сирена»), так и в тактовике отдельные строки могут звучать не
только анапестами («Не кидайте родни и отчизны»), но и хореями
или ямбами («Не женитесь, не исполнивши закона»). Удивляться
этому не приходится: чем больше расшатан, расплывчат ритм стиха, тем легче он включает в себя более строгие ритмы как
частные свои случаи. К тактовику близок по строению русский
народный речитативный стих (былины, повествовательные песни;
подражание ему – стих пушкинской «Сказки о золотой рыбке»).
За порогом тактовика начинается чистотоническая система
стихосложения. Колебания междуиктовых интервалов в 1-2 слогам
(как в дольнике) и в 1-2-3 слога (как в тактовике) слух еще может
уловить и выделить; но отличить на слух, без подсчета, например,
четырехсложный интервал от пятисложного уже вряд ли возможно.
В таком стихе ритмическое ожидание ударности/безударности
каждого следующего слога исчезает совсем – остается лишь
обычное общеязыковое ожидание того, что за вереницей
безударных слогов, наконец, последует ударный. Таким образом,
длина стиха в тонической системе измеряется не числом стоп (и,
соответственно, сильных мест – иктов), а числом слов (и,
соответственно, ударений): строки различаются 2-ударные, 3-
ударные, 4-ударные и т.д. По-латыни «ударение» – «акцент»,
поэтому самое общее название чистотонического стиха –
акцентный стих.
Так как акцентный стих лишен метра, то повышенную важность в
его организации приобретает рифма. Самый типичный образец
акцентного стиха начала XX в. (4-ударного) – это стихи В.
Шершеневича; сходное звучание имел акцентный стих и у
Маяковского. Парнорифмованный акцентный стих употребителен в
народной говорной поэзии (свадебные приговоры, балаганные
зазывания, лубок; подражание ему – пушкинская «Сказка о попе и
работнике его Балде») и носит особое название – раешный стих.

Сочетание разных размеров в одном тексте называется
полиметрией (гр. «многоразмерность») и обычно мотивируется
переменой темы, эмоций, точки зрения, в конечно счете
интонации. Слово логаэд по-гречески означает «прозо-песня», т.е. как бы и
стихи менее правильные, более приближенные к прозе, чем
обычные. Выражалась эта «прозаизация» в том, что обычные стихи
состояли однородных стоп, а логаэды – из разнородных стоп, но в
твердой постоянной последовательности: например, два хорея,
дактиль и еще два хорея. (Такой размер назывался «сапфический
11-сложник»). В стихе такого рода метр, т.е. упорядоченное
чередование сильных и слабых мест, налицо, но уловить его
труднее, потому что периодичность этого чередования больше:
расположение ударений повторяется не из стопы в стопу, а из стиха
в стих. Такие размеры – с правильным чередованием
неоднородных стоп – иногда называют стопными логаэдами. Эта
периодичность может стать еще больше: из двустишия в
двустишие, – например, все нечетные стихи составлены из
дактилей, а четные – из ямбов. Такие размеры – с правильным
чередованием неоднородных строк – иногда называют строчными
логаэдами. Строчные логаэды могут включать в себя стопные
логаэды как составную часть

Комментариев нет:

Отправить комментарий