вторник, 21 января 2014 г.

Билет 6. Сюжет и фабула в литературном произведении.

Сюжет и фабула в литературном произведении.

Фабула (лат.) – сказка, рассказ, история, басня, вообще повествование
.
Сюжет (фр.) – объект или предмет в таком значении до сих пор используется это значение в искусствоведении (живописи). В литературоведении в этом значении не используется.

Сюжет – краткий пересказ чего-либо; непрофессиональное значение (используется в литературоведении). Сюжет и фабула – это центральные категории поэтики.

Концепция Аристотеля (его труд «Поэтика»), Два аспекта литературного произведения; указывал на них , не использовал старые значения сюжета и фабулы, а использовал мифос.
Мифос – некая комбинация событийного ряда (потом было переведено на другие языки словом «фабула»).
Положена категория события для разграничения мифоса (фабула) и обработкой мифоса (сюжет).
Фабула – ход, порядок событий в каком-нибудь первоисточнике (является основой для создания словесного творчества).
Сюжет – ход событий в самом литературном произведении.
Источником всех древнегреческих трагедий были мифы, потому событийная основа – фабула. Художник должен уметь обрабатывать фабулой, а обработка – сюжет.

1) Классическая теория сюжета, в общих чертах сформированная еще в Древней Греции, исходит из того, что основными компонентами сюжетосложения являются события и действия. Сплетенные в действия события, как считал еще Аристотель, составляют фабулу – основу любого эпического и драматического произведения. Сразу отметим, что термин фабула у Аристотеля не встречается, это результат латинского перевода. У Аристотеля в оригинале миф. Данный нюанс сыграл затем злую шутку с литературоведческой терминологией, так как по-разному переведенный «миф» привел в новейшее время к терминологической путанице. Ниже мы более подробно остановимся на современных значениях терминов сюжет и фабула.

Единство фабулы Аристотель связывал с единством и завершенностью действия, а не героя, другими словами, цельность фабулы обеспечивается не тем, что мы везде встречаем одного персонажа (если говорить о русской литературе, то, например, Чичикова), а тем, что все персонажи втянуты в единое действие. Настаивая на единстве действия, Аристотель выделил завязку и развязку как необходимые элементы фабулы. Напряжение действия, по его мнении, поддерживается несколькими специальными приемами: перипетия (резкий поворот от плохого к хорошему и наоборот), узнавание (в самом широком смысле слова) и связанные с ним ошибки не узнавания, которые Аристотель считал неотъемлемой частью трагедии. Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» интрига сюжета поддерживается неузнаванием Эдипом отца и матери.

2) Вторую концепцию (Тынянов, Шкловский, Якобсон) усовершенствовали концепцию Аристотеля, при этом они не изменили понятие сюжет.
Фабула – такой ход событий, как если бы это происходило в действительности.
Такая традиция связана прежде всего с теоретическими исканиями русских формалистов 10-х – 20-х годов ХХ века (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский и др.). Впрочем, надо признать, что теоретической четкостью их работы не отличались, поэтому термины сюжет ифабула часто менялись местами, что совсем запутало ситуацию.

Традиции формалистов напрямую или опосредованно были восприняты западноевропейским литературоведением, поэтому сегодня в разных пособиях мы находим разные, порой противоположные понимания значения этих терминов.

Сюжет – это совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла. Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; он организует фабульный материал, порой прихотливо варьируя и видоизменяя его: рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных, наиболее важных с точки зрения автора моментов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий