вторник, 21 января 2014 г.

Билет 11. Критерии разграничения литературных родов. Родовые свойства литературного произведения. Система литературных родов.

Критерии разграничения литературных родов. Родовые свойства литературного произведения. Система литературных родов.

 Попытки классифицировать литературу по родам предпринимались уже в античности, например, Платоном. За основу принималась организация повествования: от «Я» автора (это отчасти соотносится с современной лирикой); от героев (драма); смешанным способом (современными глазами – эпос). Несколько с другими акцентами, но также от повествования пытался решить проблему родов Аристотель. По его мнению, повествовать можно о чем-то отдельном от себя (эпос), непосредственно от себя (лирика) или дать право повествования героям (драма).
Даже по отношению к античной литературе такая методология было недостаточно гибкой, а последующее развитие литературы и вовсе ставит ее под сомнение. Так, В. В. Кожинов справедливо замечал, что знаменитую «Божественную комедию» Данте по этой классификации пришлось бы назвать лирикой (она написана от Я), но это, несомненно, эпическое произведение.

В XIX веке классическую схему членения литературы на роды предложил Г. Гегель. Несколько упрощая гегелевскую терминологию, можно сказать, что в основе эпоса лежит объективность, то есть интерес к миру самому по себе, к  внешним по отношению к автору событиям. В основе лирики интерес к внутреннему миру индивида (прежде всего автора), то есть субъективность. Драму же Гегель считал синтезом лирики и эпоса, здесь есть и объективное раскрытие, и интерес к внутреннему миру индивида. Чаще всего в основе драмы лежит конфликт – столкновение индивидуальных стремлений. Но сам этот конфликт раскрывается как событие. Проясняя этот тезис, можно сказать, что, например, у Грибоедова в «Горе от ума» объективно показан конфликт индивидов (Чацкого и представителей фамусовского общества).
Такова логика Гегеля, сильно повлиявшая на развитие теоретической мысли. Впрочем, сразу заметим, что в отношении драмы идеи Гегеля вызывают много вопросов. Пока не станем вдаваться в подробности, об этом еще зайдет речь, когда будем говорить о драме.
Теория Гегеля надолго определила взгляд на родовое членение литературы. К условиям русской литературы она была адаптирована В. Г. Белинским в статье «Разделение поэзии на роды и виды», где философско-эстетические принципы Гегеля были переформулированы в более привычную для литературоведа и критика терминологию. В русском литературоведении XIX века и в советской науке именно гегелевский подход (в интерпретации Белинского) был, безусловно, доминирующим.

Шеллинг – работа «Философия искусства». Самая важная категория романтизма – свобода. Она является разграничением литературных родов. Эпос – изображение ситуации необходимости. Лирика – свобода. Драма – сочетание элементов лирики и эпоса.
Необходимость противопоставляется свободе. Здесь проблема выбора. Герой делает его самостоятельно, но потом все развивается под знаком необходимости.

Гегель говорил: «Герой в драматическом произведении пожинает плоды собственного деяния».

Род (психол.) – поэтическое выражение поэтичного состояния: лирика – чувства, эпос – мысли, драма – боли.
На основе этих категорий:
1) лица: 1 л. – лирика, 2 л. – драма, 3 л. – эпос.
2) Времени: лирика – настоящее, эпос – прошлое, драма – будущее.
3) корреляты языковой или речевой иерархии.

Родовые свойства (Кожинов).
- на поверхности текста.
сердцевина текста.

Родовые уровни:
1) Поверхностный слой - субъектно-речевая организация (система внутритекстовых высказываний).
2) Предметный мир. Многообразие бытия в его целостности. Герой в произведении – множество качеств. «Гнев – индивидуальное свойство» (Илиада).
3) Глубинный уровень . Характер развертывания действия «тип противоречий, лежащий в основе развертывания действия.

Гегель:
Действие эпического произведения строится на ситуации.
Действие драматического произведения строится на колизии («столкновение»), а ситуация вне основного круга художественного изображения.

Драму многообразие не интересует. Ретардация - замедление действия.

Система литературных родов: опирается на поэтическое выражение психологического состояния.
Лирика – поэтическое выражение чувства.
Драма – поэтичное выражение воли.
Эпос – поэтичное выражение бытия и мысли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий