понедельник, 27 января 2014 г.

Билет 20. повелительное наклонение.

Вопрос 20
Imperativus (Повелительное наклонение)

Imperatīvus praesentis activi во 2-м лице ед. ч. представляет собой чистую основу инфекта (кроме третьего спряжения, где к основе добавляется -ĕ), а практически образуется
отбрасыванием суффикса -re в infinitīvus praesentis actīvi.

2‑е л. мн. ч. imperatīvus praesentis actīvi образуется путем прибавления к основе инфекта личного окончания -te, причем у глаголов III спр. между основой и личным окончанием -te вставляется соединительный гласный -ĭ-.



Три весьма важных глагола III спр. (dico, duco, facio) и глагол fero образуют 2‑е л. ед. ч. без конечного -e:

dic ─ говори, скажи; duc ─ веди; fac ─ делай; fer ─ неси.

Однако во 2-м л. мн. ч. эти глаголы, за исключением fero, образуют imperatīvus по общему правилу: dic-ĭ-te ─ говорите, duc-ĭ-te ─ ведите, facĭ-te ─ делайте, но fer-te ─ несите.


Imperatīvus, выражающий как приказание, так и наставление, просьбу и т. п., имеет кроме формы настоящего времени (imperatīvus praesentis) и форму будущего времени (imperatīvus futūri). В отличие от первой из этих форм, imperatīvus futūri имеет не только 2‑е, но и 3‑е лицо:
Некоторые глаголы имеют только imperatīvus futūri: scio, scīre (знать) - scito (знай), scitōte (знайте); memĭni, meminisse (помнить) - memento (помни), mementōte (помните).
Отрицательная форма императива, т. е. запрещение, выражается несколькими способами. Основной из них - оборот, состоящий из императива от глагола nolo, nolle не желать: noli в sing., nolīte в plur. с инфинитивом данного глагола: noli accusāre (не обвиняй), nolīte accusāre (не обвиняйте); noli tangĕre (не трогай), nolīte tangĕre (не трогайте).
Для выражения запрещения в латинском языке употребляется аналитическая форма, состоящая из сочетаний слов noli (sing.), nolīte (pl.) (noli, императив от глагола nolle не желать — букв.: не желай!; nolīte — букв.: не желайте!) и инфинитив глагола:
noli ornāre! не украшай! noli docēre! не учи!
nolīte ornāre! не украшайте! nolīte docēre! не учите!

Комментариев нет:

Отправить комментарий