четверг, 23 января 2014 г.

Билет 21. Романтизм как литературное направление.

Романтизм как литературное направление.

Романтизм – в центре художественной системы стоит личность,
основной конфликт между личностью и обществом.
Романтизм как доминирующее литературное направление в
европейской и русской литературах существовал не очень долго –
около тридцати лет, но влияние его на мировую культуру
колоссально.
Исторически романтизм связан с несбывшимися надеждами
Великой французской революции (1789–1793), однако связь эта не
линейная, романтизм был подготовлен всем ходом эстетического
развития Европы, постепенно формировавшейся новой
концепцией человека.
Первые объединения романтиков появились в Германии в конце
XVIII века, спустя несколько лет романтизм развивается в Англии и
Франции, затем в США и России.
Будучи «мировым стилем», романтизм представляет собой
явление очень сложное и противоречивое, объединяющее много
школ, разнонаправленных художественных исканий. Поэтому
очень трудно свести эстетику романтизма к каким-то единым и
четким основаниям.
В то же время эстетика романтизма, несомненно, представляет
собой единство, если сравнивать ее с классицизмом или
проявившимся позднее критическим реализмом. Единство это
обусловлено несколькими основными факторами.
Во-первых, романтизм признал ценность человеческой личности
как таковой, ее самодостаточность. Мир чувств и мыслей
отдельного человека был признан высшей ценностью. Это сразу
поменяло систему координат, в оппозиции «личность – общество» акценты сместились в сторону личности. Отсюда культ свободы,
характерный для романтиков.
Во-вторых, романтизм еще более подчеркнул противостояние
цивилизации и природы, отдавая предпочтение природной
стихии. Не случайно именно в эпоху романтизма зародился туризм,
сложился культ пикников на природе и т. д. На уровне
литературной тематики отмечается интерес к экзотическим
пейзажам, к сценам из сельской жизни, к «дикарским» культурам.
Цивилизация часто кажется «тюрьмой» для свободной личности.
Этот сюжет прослеживается, например, в «Мцыри»
М. Ю. Лермонтова.
В-третьих, важнейшей особенностью эстетики романтизма
явилось двоемирие: признание того, что привычный нам
социальный мир не является единственным и подлинным,
подлинный человеческий мир надо искать где-то не здесь. Отсюда
возникает идея прекрасного «там» – принципиальная для эстетики
романтизма. Это «там» может проявляться очень по-разному: в
Божественной благодати, как у У. Блейка; в идеализации прошлого
(отсюда интерес к легендам, появление многочисленных
литературных сказок, культ фольклора); в интересе к необычным
личностям, высоким страстям (отсюда культ благородного
разбойника, интерес к сюжетам о «роковой любви» и т. д.).
Двоемирие не следует трактовать наивно. Романтики вовсе не
были людьми «не от мира сего», как, к сожалению, порой
представляется молодым филологам. Они принимали
активнейшее участие в социальной жизни, а величайший поэт
И. Гете, тесно связанный с романтизмом, был не только крупным
естествоиспытателем, но и премьер-министром. Речь идет не о
стиле поведения, а о философской установке, о попытке заглянуть
за пределы действительности. В-четвертых, заметную роль в эстетике романтизма
играл демонизм, основанный на сомнении в безгрешности Бога, на
эстетизации бунта. Демонизм не был обязательным основанием
романтического мироощущения, однако составлял характерный
фон романтизма. Философско-эстетическим обоснованием
демонизма стала мистическая трагедия (автор назвал ее
«мистерией») Дж. Байрона «Каин» (1821), где библейский сюжет о
Каине переосмысливается, а Божественные истины оспариваются.
Интерес к «демоническому началу» в человеке характерен для
самых разных художников эпохи романтизма: Дж. Байрона,
П. Б. Шелли, Э. По, М. Ю. Лермонтова и др.
Романтизм принес с собой новую жанровую палитру. На смену
классическим трагедиям и одам пришли элегии, романтические
драмы, поэмы. Подлинный прорыв произошел в прозаических
жанрах: появляется множество новелл, совершенно по-новому
выглядит роман. Усложняется сюжетная схема: популярны
парадоксальные сюжетные ходы, роковые тайны, неожиданные
развязки. Выдающимся мастером романтического романа стал
Виктор Гюго. Его роман «Собор Парижской Богоматери» (1831) –
всемирно известный шедевр романтической прозы. Для более
поздних романов Гюго («Человек, который смеется»,
«Отверженные» и др.) характерен синтез романтических и
реалистических тенденций, хотя романтическим основаниям
писатель оставался верен всю жизнь.
Открыв мир конкретной личности, романтизм, тем не менее, не
стремился детализировать индивидуальную психологию. Интерес к
«сверхстрастям» приводил к типизации переживаний. Если уж
любовь – то на века, если ненависть – то до конца. Чаще всего
романтический герой являлся носителем одной страсти, одной
идеи. Это сближало романтического героя с героем классицизма,
хотя все акценты были расставлены иначе. Подлинный психологизм, «диалектика души» стали открытиями другой
эстетической системы – реализма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий