вторник, 21 января 2014 г.

Билет 12. Художественный образ. Структура художественного образа. Границы художественного образа и его объем в литературном произведении. Теория поэтической образности в работах А.А. Потебни. Художественный образ и образность.

Художественный образ. Структура художественного образа. Границы художественного образа и его объем в литературном произведении. Теория поэтической образности в работах А.А. Потебни. Художественный образ и образность.

Художественный образ – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности.
Художественный образ – всеобщая категория  художественного творчества, способ и форма освоения действительности, ее подсознания, язык искусства.

Искусство оперирует художественным образом. В то время как основной категорией науки является понятие. Понятие – это форма идеального суждения. Понятие – это не художественный образ.

Образ есть результат отражения объекта в сознании человека. Предметом и понятием художественного образа может быть конкретное явление. В понятии – это конкретное рассмотрение через общее. Конкретное, индивидуальное становится иллюстрацией общего. В  художественном образе – конкретное, индивидуальное возводится в ранг всеобщего, универсального, но при этом сохраняет конкретность. Например, Толстой («Воскресение»): В начале земля противопоставляется образу народа: черный цвет земли противопоставляется образам людских воротничков, белым лицам людей. Индивидуальное становится общим, универсальным.

Сравнение – исходная модель художественного образа. Все художественные произведения пронизаны сравнениями. Например: «Глаза Катюши Масловой были черными как мокрая смородина».
Толстой: «Только в художественном произведении слова приобретают целостность». В данном примере, мы видим параметры всего художественного целого – тождество при разграничении. Художественный образ в произведении – это всё!!!
Смысл художественного образа контекстуален. Он рожден в контексте художественного целого. Например, звук попадая в произношение, наполняется художественным целым. (Ломоносову не нравился звук «и»: «Свиньи визги вси и дикие и злые»). Все определяется контекстом.

Впервые об образе как о сравнении заговорил Потебня. Теория опирается на исследования Гумбольдта, который начал рассматривать слово в трех направлениях формах: внешняя, внутренняя и значение. Слова, в которых видны истоки происхождения Потебня назвал образными. Но слова, которые длительно функционируют в речи теряют свои истоки и тогда их можно рассматривать только в 2 формах (в внешней форме и значении – безобразные). Потебня не рассматривал понятие художественного образа, а рассматривал понятие поэтической образности. К сферам поэтической образности он относил слова с внутренней формой, тропы, само произведение словесного творчества. Потебня: «Художественный образ – не синоним поэтической образности. Художественным стилем мы не можем говорить, мы выражаться поэтическими фигурами (тропами), но в такой речи остается целостность. Мы не можем вступить в смысловую сферу, только когда мы можем сопоставлять.

Структура поэтической образности:
1) Слово с внутренней формой/образное слово.
2) Тропы – перенесений наименований с одного языка на другой – метафора, метонимия, сравнение, литота, синекдоха, олицетворение.
3) Само словесное произведение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий