понедельник, 27 января 2014 г.

11. Местоимения (Возвратные, личные, притяжательные).

11. Местоимения (Возвратные, личные, притяжательные).
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (PRONOMINA PERSONALIA)
ego,mei - я tu,tui - ты
—----T-----T----------------T----------------¬
¦Число¦Падеж¦ Первое лицо ¦ Второе лицо ¦
+-----+-----+----------------+----------------+
¦ S ¦Nom. ¦ ego я ¦ tu ты ¦
¦ i ¦Gen. ¦ meI меня ¦ tuI тебя ¦
¦ n ¦Dat. ¦ mihI мне ¦ tibI тебе ¦
¦ g ¦Acc. ¦ mE меня ¦ tE тебя ¦
¦ ¦Abl. ¦ mE мною ¦ tE тобою ¦
+-----+-----+----------------+----------------+
¦ P ¦Nom. ¦ nOs мы ¦ vOs вы ¦
¦ l ¦Gen. ¦ nostrI нас ¦ vestrI вас ¦
¦ u ¦ ¦ nostrum из нас¦ vestrum из вас ¦
¦ r ¦Dat. ¦ nObIs нам ¦ vObIs вам ¦
¦ ¦Acc. ¦ nOs нас ¦ vOs вас ¦
¦ ¦Abl. ¦ nObIs нами ¦ vObIs вами ¦
L-----+-----+----------------+-----------------
Примечания:
1. Личное местоимение 3-го лица отсутствует. Его функцию выполняют
указательные местоимения.
2. Вторая форма gen.pl . (nostrum,vestrum) употребляется в значении
genetivus partitivus и переводится на русский язык с предлогом
"из".
3. Предлог cum пишется слитно с личными местоимениями и ставится
после них: mecum (со мной),tecum (с тобой),nobiscum (с нами).
4. Личные местоимения в функции подлежащего обычно не употребляются:
Dum spiro spero - пока дышу,надеюсь

ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ (PRONOMEN REFLEXIVUM)

—----T------------T----------¬
¦Падеж¦ Singularis ¦ Pluralis ¦
+-----+------------+----------+
¦Nom. ¦ - ¦ -
¦
¦Gen. ¦suI себя ¦ suI ¦
¦Dat. ¦sibI себе ¦ sibI ¦
¦Acc. ¦sE себя ¦ sE ¦
¦Abl. ¦sE собою¦ sE ¦
L-----+------------+-----------

Возвратное местоимение в латинском языке в отличие от русского упот-
ребляется только по отношению к 3-му лицу. По отношению к 1-му и 2-му лицу
употребляются соответствующие личные местоимения:

defendo me я защищаю себя defendis te ты защищаешь себя
defendit se он защищает себя defendimus nos мы защищаем себя
defenditis vos вы защищаете себя defendunt se они защищают себя

Примечания:
1. Acc. и Abl. возвратного местоимения может усиливаться с помощью
частицы met (semet) или путем удвоения (sese).
2. Предлог cum пишется слитно с возвратным местоимением (secum).

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (PRONOMINA POSSESIVA)

meus,mea,meum - мой,моя,мое
tuus,tua,tuum - твой,твоя,твое
suus,sua,suum - свой,своя,свое
noster,tra,trum - наш,наша,наше
vester,tra,trum - ваш,ваша,ваше

Притяжательные местоимения склоняются по образцу I-II склонения.

—-----T------------------T-----------------------¬
¦ ¦ Singularis ¦ Pluralis ¦
¦Падеж +------T-----T-----+-------T-------T-------+
¦ ¦ m ¦ f ¦ n ¦ m ¦ f ¦ n ¦
+------+------+-----+-----+-------+-------+-------+
¦ Nom. ¦meus ¦mea ¦meum ¦meI ¦meae ¦mea ¦
¦ Gen. ¦meI ¦meae ¦meI ¦meOrum ¦meArum ¦meOrum ¦
¦ Dat. ¦meO ¦meae ¦meO ¦meIs ¦meIs ¦meIs ¦
¦ Acc. ¦meum ¦meam ¦meum ¦meOs ¦meAs ¦mea ¦
¦ Abl. ¦meO ¦meA ¦meO ¦meIs ¦meIs ¦meIs ¦
¦ Voc. ¦mi ¦mea ¦meum ¦meI ¦meae ¦mea ¦
L------+------+-----+-----¦-------+-------+--------

Местоимение suus употребляется только по отношению к 3-му лицу:

defendo oppidum meum я защищаю свой город
defendis oppidum tuum ты защищаешь свой город
defendit oppidum suum он защищает свой город
defendimus oppidum nostrum мы защищаем свой город
defenditis oppidum vestrum вы защищаете свой город
defendunt oppidum suum они защищают свой город

Комментариев нет:

Отправить комментарий