вторник, 21 января 2014 г.

Билет 14. Композиция лирического произведения. Композиционные уровни и композиционные приемы лирического произведения. Композиционные типы лирических произведений.

Композиция лирического произведения. Композиционные уровни и композиционные приемы лирического произведения. Композиционные типы лирических произведений.

Композиция – взаимосвязь и членение разнородных элементов – состав, определенная соотнесенность и расположение частей, то есть единиц изображаемого и художественного выразительных средств в некой значимой временной последовательности.

Жирмунский выделил 3 композиционных уровня. Для каждого существует свой набор композиционных единиц:
1) звуковой (фонема).
2) тематический (каждое определенное слово в литературном произведении, набор слов).
3) Синтаксический (ритмико-интонационные, ритмико-синтаксические конструкции).

Приемы:
1) Повтор (звуков, слов: повтор – неотъемлемая свойства мотива; с помощью повтора организуется кольцевая композиция).
2) Параллелизм – тождественное расположение элементов речи, сопоставляемых в отрезках текста, которые соотносятся друг с другом, рождают единопоэтичный образ (Гаспаров). Повтор – это двучлен, одна часть которого познается через другую, выступающую к ней аналогом (Лотман). Например, «Взайди, взайди солнце… приди, приди, братец…». Не предполагает сравнение (нет слов: как, так же… как).
Анафора – единоначатие (звуковая «Грозовой… гробовой; тематическая – начальных элементов стиха «Только ветер да звонкая пена/Только чаек тревожный полет/Только кровь, что наполнила вены…»)

На синтаксическом уровне – анафора, будучи разновидностью повтора, очень часто оказывается ритмико-синтаксическим (анафорическим) параллелизмом, так как создает эффект параллелизма («В синем море звезды блещут/В синем небе волны плещут…»).
Есть случаи, когда образный параллелизм есть композиционный параллелизм («О, смертной мысли водомет/О, водомет неистощимый…»).

Эпифора – повтор финальных элементов стиха на звуковом уровне. Звуковую рифму эпифорой не называют.
1) Редиф («человек за всадником») - в поэзии Ближнего и Среднего Востока слово (краткий редиф) или несколько слов (развернутый редиф), повторяющиеся в конце стихотворной строки после рифмы.
2) Слоговая («И когда коварные очи/Очаруют вдруг тебя…»).
3) Лексическая («О, весна, без конца и без краю/Без конца и без краю, весна…»).
Примеров синтаксических конструкций – нет.

Композиционные типы:
1) Композиция, основанная на параллелизме. Параллелизм как прием организует весь текст.
2) Анафорическая композиция – анафора скрепляет весь текст.
3) Кольцевая. Начальные элементы произносятся в конце (звуки, слоги, ритмико-интонационные конструкции).
4) Ступенчатая (композиционная градация). Минимализация повторов на тематическом уровне, принцип перечисления (тем, и).
5) Амебейная – строится на основе расширенной анафоры и повторе синтаксических конструкций.

Большинство текстов относится к смешанным типам композиции.

2 комментария: