четверг, 23 января 2014 г.

Билет 15 .Эпос как литературный род. Предмет изображения, действие в эпическом произведении. Герой в эпическом произведении.

Эпос как литературный род. Предмет изображения, действие в
эпическом произведении. Герой в эпическом произведении.

Эпос – один из трех родов художественной литературы,
повествование, характеризующееся изображением событий,
внешних по отношению к автору. Эпическая поэзия –
преимущественно объективная, внешняя как в отношении к самой
себе, так и к поэту, и читателю. Поэт – только повествователь того,
что случилось с само собой (по Белинскому).

Жанрово-видовое деление эпоса:
Группируются по объему:
- крупные (эпопея, роман, роман-эпопея):
Эпопея – самый древний жанр. Временная доминанта –
абсолютное прошлое. Мир эпопеи – мир начал, мир отцов и
родоначальников, мир первых и лучших. Источник эпопеи –
национальное придание. Это придание безличное и
непререкаемое, оно авторитетное.
Авторская установка – благоговейная установка потомка.
Творческая ценность (сила) эпопеи – память (священное приданное
о прошлом).
Характер героя статичен.
Роман – основная ценность – познание, личный опыт. Роман не
возможен без интереса продолжений и интереса начала. Для героя
романа – свобода – это важнейшая ценность.
- средние (повесть, сказка):
Изображение истории одной человеческой жизни или нескольких
периодов в жизни группы людей.
- малые (рассказ, сказка, новелла, анекдот, миниатюра, очерк-
художественно-публицистический жанр):
Рассказ – один из молодых эпических жанров. Современному читателю может показаться, что рассказ в русской литературе
существовал чуть ли не испокон веков, но это иллюзия,
объясняемая популярностью жанра. На самом деле рассказ начал
складываться только в 20-е годы XIX века, хотя истоки его, конечно,
можно найти и в более ранние периоды. Своим происхождением
рассказ обязан эпохе реализма, но сегодня связь жанра рассказа с
реалистическим направлением обязательной не является. Рассказ
понимается как небольшое эпическое произведение, как правило,
в центре рассказа какой-то эпизод из жизни героя. Для
классического русского рассказа характерен интерес к психологии,
к внутреннему миру героя.
Новелла – исторически гораздо старше рассказа, новелла
сформировалась во французской и итальянской литературах уже в
XIII веке. Поначалу новелла воспринималась как короткая
занимательная история, своеобразный жизненный анекдот. Этот
«привкус анекдота» остается и в современной новелле, что
отличает ее от классического рассказа. Впрочем, отличить
современную новеллу от рассказа часто практически невозможно.
Многими исследователями основанием для отличия признается
психологизм (в рассказе он есть, в новелле нет), но в реальности
это критерий ненадежный: возможны психологические новеллы
(например, у С. Цвейга) и рассказы со слабым психологизмом
(например, юмористические рассказы). Поэтому сегодня новелла и
рассказ практически синонимичны, речь идет, скорее,
о национальных традициях употребления терминов. В Италии или
во Франции привычнее «новелла», в Англии и, особенно, в США
прижилось название «shortstories» (короткие истории), в России –
рассказ. Хотя исторически рассказ и новелла – это разные жанры,
средневековая новелла на психологический рассказ совсем не
похожа. Очерк – исторически ровесник рассказа. Поначалу
(приблизительно в 40-е годы XIX века) рассказы и очерки
воспринимались синонимически. Затем началось медленное
дистанцирование, сегодня очерк воспринимается как жанр
документальной литературы, основанный на реальных фактах, в то
время как рассказ предполагает вымышленные события и
вымышленных героев. В реальности, правда, между очерком и
рассказом много промежуточных форм.
Литературная сказка – весьма популярный жанр, характерной
особенностью которого является стилизация сказочного
повествования. В то же время современная литературная сказка на
фольклорную сказку похожа мало, она гораздо теснее связана с
общелитературными тенденциями. Так, сказки М. Е. Салтыкова-
Щедрина коррелируют с радикально-демократическим крылом
русской литературы XIX века; в сказке А. Н. Толстого «Буратино»
узнаются не только социальные эмоции послереволюционной
России, но и пародийные выпады в адрес декадентства и т. д.
Современный эпос очень разнообразен в жанровых проявлениях, и
перечислять все возможные варианты не имеет смысла. Из
наиболее распространенных можно отметить
фельетоны, анекдоты, притчи, бытовые зарисовки и т. д. К
эпическому роду часто и не без оснований относят популярный
ныне жанр эссе, хотя, на наш взгляд, эссе – синтетический жанр, и
рассматривать его в русле эпоса рискованно. Однако в пределах
нашего пособия полемика представляется излишней.
Субъекты сознания:
Автор – субъект сознания, невыявленный, растворенный в тексте.
Рассказчик – носитель сознания, открыто организующийсвоей
личностью весь текст. Эпос – и литературный род, и один из жанров, относимых к этому
роду – эпопея.
Эпопея – определенный, сложившийся исторически тип
художественной структуры (жанра).
Предмет – бытие в его целостности; существенное многообразие
бытия в его целостности, не кол-во жанров, а его
разнокачественность (по Гегелю).
Сфера, где живет герой – быт. Весь мир – бытие. Герой, выходя из
знакомого мира, идеи переходят в сферу из других идей.
Действие эпоса (строится на ситуации):
2 особенности по Гегелю:
1) целенаправленная воля героя сталкивается со стихией внешних
обстоятельств (Герой ориентирован в своем мире, он ставит цели,
пытается их достичь. Но эпическое действие ставит препятствие по
ее осуществлению).
2) Закон ретардации (торможения) – нарочитая остановка
действия. Ретардация помогает расширить рамки
своего изображения. Типы: оступления (Е. О.), собственно само
торможение.
Герой в эпосе многообразен.
Условные типы героев: толстовский (пластичность персонажа),
достоевский.
Действие героя нарушает и восстанавливает объективное мировое
равновесие (Ахилл). В древних эпических жанрах индивидуальные
свойства героя мешают стать участником события, но что-то ему
даровано богами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий