вторник, 21 января 2014 г.

Билет 8. Композиция литературного произведения. Значение термина «композиция». Основные композиционные формы эпического произведения. «Твердые формы» в поэзии.

Композиция литературного произведения. Значение термина «композиция». Основные композиционные формы эпического произведения. «Твердые формы» в поэзии.

Существует 3 значения термина композиция.

         1)Композиция – это взаимосвязь и членение разнородных компонентов.
            Композиционные элементы: персонаж, система персонажей, событие – все что угодно.             Но это неправильное определение. Здесь его приравнивают к определению                                 литературного произведения.
            Значение термина «композиция» меняется в зависимости от того, что берется в качестве             минимального композиционного элемента.

         2)Композиция – взаимосвязь и членение ракурсов или способов литературного                             изображения. Основные компонентные формы: повествование, описание, монолог,                   диалог, реплика. Но здесь понятие «композиция» приближается к понятию «Субъектная             организация». Только при субъектной организации нас волнует точки зрения, а когда                 мы  говорим о ком-то, нас интересует отрезок текста, в которых эти точки знания                         различаются.

         3)Композиция – взаимосвязь и членение отрезков текста, в которых реализуется точка                   зрения. Это самое удобное определение.

Основные композиционные формы эпического произведения:
Описание – это изображение предметного мира, в его статике.
Повествование – изображение предметного мира в его динамике. Повествование является показателем того, что происходит событие.

«Твердые формы» - такие стихотворные формы, в которых традиции, объем и строфическое строение жестко определены.

Две группы:
1) Объем не важен, важна лишь комбинация.
2) В одном строго определены и объем, и строфика.

Терцет – трехстишие (Данте «Божественная комедия»).
Катрен – четверостишие.
Пятистишие.
Сикстина - шестистишие.
Октава – восьмистишие.
Октава обязательно пишется на 3 рифмах:








Сицилитена  - 8 строк, но др. рифма:








В восточной поэзии используется газема (газель). Бейт – это двустишие.
В газеле 1ый бейт связан парной рифмой. Каждый нечетный стих не рифмуется. Каждый четный стих – рифмуется.
б – рифма отсутсвует.






Твердые формы:
1) Газель (газема) – и строфа и объем упорядочены.

Сонет – 14 стихов: 2 катрена, 2 терцета (тезис – антитезис –синтез). абба абба ввг ддг

Вилланелла – и строфика и объем упорядочены – 19 стихов: 5 трехстиший и одно заверщающее четверостишие.

Баллада – 28 строф (8884).

Круглые формы: триолет, рондель, рондо.
Триолет – 8 стихов: 1, 4, 7 повторяются и 2, 8 тоже повторяются.
Рондель – 2 катрена и заключительное пятистишие (АБба абАБ аббаА).
Рондо – 15 стихов: 9 и 15 повторяют 1 строфу.

Восточная поэзия.
Рубаи – 4стишие (из 2 бейт)
1) аааа
2) абаб
3) два 1 бейта газемы – первые 2 зарифмованы, 3 –нет, 4 с первыми двумя. Ааба

Танка – 31-слоговой пятистрочный стих (57577)
Хокку – трехстишие: 17 слогов

Комментариев нет:

Отправить комментарий