четверг, 23 января 2014 г.

Билет 22. Художественный метод. Понятие стиля. Значение термина «стиль». Литературное направление.

Художественный метод. Понятие стиля. Значение термина «стиль».
Литературное направление.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способ художественного отражения
действительности, который определяется совокупностью наиболее
общих и устойчивых черт литературного творчества, а именно:
характером отбора явлений действительности, средствами
художественной изобразительности, наиболее общей оценкой
изображаемого и соотнесенностью эстетического идеала с
закономерностями развития действительности. Литература знает
несколько Х.М., напр., романтизм, реализм, социалистического
реализм (реализм с социалистическими идеями) и др.
Стиль – эстетическое единство всех элементов художественной
формы, обладающее оригинальностью и выражающее
содержательность.
С одной стороны, стилю противопоставляется бесстильность –
эстетическая невыразительность художественной формы.
С другой стороны, стилю можно противопоставить эпигонскую
стилизацию (отрицательную эстетическое значение, простое
повторение уже найденных художественных эффектов).
Стиль является свойством художественной формы. Целостность
стиля прослеживается в системе стилевых доминант (качественных
характеристик стиля, в котором отражается художественное
своеобразие):
В области сюжетного мира:
1. Сюжетность (описательность).
2. Фантастика (жизнеподобие).
В области художественной речи:
1. Монологизм (разноречие).Монологизм – единая речевая манера
для всех персонажей с речевой манерой общения. Разноречие –
реальный речевой мир становится объектом изображения. 2. Номинативность и риторичность. – мера использования средств
языковой изобразительности. Риторичность – косвенное или
описательное обозначение предметов.
3.Стих (проза) – степень упорядоченности художественной речи.
В области композиции:
1. Простая – композиция, предполагающая доминантный сюжет,
одна точка зрения.
2. Сложная – свободный сюжет, несколько точек зрения.
Носители языка:
1) эмоционально-интонационные особенности речи.
2) эмоционально-интонационные особенности ритмо-
мелодической организации.
3) Голоса субъектов речи.
4) Особенности пространственно-временной организации (в тех
случаях, когда становится ощутимой выразительность самой
постройки).
Категории стиля:
1) изобразительность и выразительность.
2) общее и единичное.
3) условное и жизнеподобное.
4) простота и сложность.
5) строгость и свобода формы.
Стиль – единство признаков; эти признаки лежат на поверхности –
единство конструктивных элементов художественной формы.
Стиль можно распознать из субъектной организации произведения.
Художественный метод – набор исторических типов композиций и
способы их разрешения.
Литературное направление – единство художественного метода и
художественного стиля. Литературное направление – совокупность основных особенностей
литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде
исторического развития литературы; принципы, которыми
руководствуется писатель, обобщая в художественных образах
явления жизни (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
натурализм, модернизм).
Характер художественной композиции:
- простой (объединение частей и элементов произведения в одно
целое, которое выражается естественным способом: сюжет –
прямая хронологическая последовательность в области
повествования – один тип повествования, образование хронотопа –
времени и места.
- сложный (эстетический эффект, который как смена
повествовательных типов в «Герой нашего времени», система
пересечения разных сюжетных линий в «…», разнородная
пространственно-временная организация как в «Мастер и
Маргарита»).
Литературное направление:
выделение 3 стадий в историческом развитии литературы:
1) Синкретическая (мифологическая).
2) Риторическая ( традиционалистическая).
3) Индивидуально авторская.
Классицизм – о его появлении свидетельствами определенные
тенденции в самой литературе, стремление познать их
теоретически в произведениях, появившихся с 16 века по 18 век,
значительным манифестом Буало «Поэтическое искусство».
Сентиментализм – чувствительность, связано с трактовкой
человеческой личности как отзывчивой, способной к состраданию,
в истоках просматриваются идеи Просвещения и их своеобразная
трактовка во 2 половине 18 – начале 19 века. Романтизм – первая треть 19 века – разочарование в идеях
Просвещения; внимание к личности как духовному существу, с
суеверным миром. Белинский: романтический тип уманостроения,
проявляющийся в порыве к лучшему. Коренная почва
существования романтизма – сердце и душа.
Реализм – вторая половина 19 века – понимание и изображение
характера героя как порождение определенных социально-
исторических обстоятельств национальной жизни. Сущность –
реалистический метод, объединяющий произведения самых
разных по мировоззрению писателей.
Поспелов: «Реализм произведения в том, что писатель заставляет
своих героев действовать в соответствии с особенностями их
сознательного характера, создаваемого общественными
отношениями стран и эпох».
 Волков: «Реализм непосредственно унаследовал открытую
романтизмом самоценность личности, но без абсолютизации,
поставив личность в качественно иное отношение с окружающими
ее жизненными обстоятельствами».
Символизм – конец 19 – начало 20 века – три главных компонента:
мистическое содержание, символы и расширение художественной
впечатлительности.
Модернизм – начало 20 века – научное направление философско-…
движения, родившиеся из разочарований в возможностях науки,
разума, стремления к возрождению).
Постмодернизм – восприятие мира как хаоса, лишенного
причинно-следственных связей и ценностных ориентиров,
изображение бессознательного, случайного в поведении героев,
утверждение простоты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий