понедельник, 27 января 2014 г.

НЭП

Новая экономическая политика началась с замены продразвёрстки продналогом для нормализации отношений между городом и деревней в результате решения X съезда партии в марте 1921 года. Размер продналога был значительно ниже плана продразвёрстки; к 1923 году было разрешено вносить продналог не только продуктами, но и деньгами. Остатки с/х продукции можно было реализовывать по свободным ценам на рынке. Легализация рыночных отношений на селе повлекла за собой перестройку и всего хозяйственного механизма. В городе частным лицам было разрешено открывать или арендовать мелкие предприятия.
В 1921 – 1924 гг. была проведена реформа управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовыми органами, а также денежная. Проводилась и частичная денационализация промышленности: за довольно короткий срок в руках государства осталась только 1/3 ранее национализированных предприятий. Наиболее перспективные предприятия объединялись в тресты, которые осуществляли свою деятельность на основе хозрасчёта и были жестоко централизованы.
В 1924 – 1925 гг. был осуществлён окончательный переход к денежному налогообложению деревни, чем удалось окончательно подорвать повстанческое движение, а затем и ликвидировать его основные очаги.
В целом политика нэпа носила смешанный рыночно-административный характер. Советская власть оставила в своих руках «командные высоты»: крупную и среднюю промышленность, транспорт, внешнюю торговлю и банки. Главным приоритетом экономической политики в это время было восстановление и развитие крупной промышленности. Тяжёлая промышленность по большей части была убыточна, средства на её развитие можно было взять лишь из деревни через искусственную ценовую политику (заведомое завышение цен) и налоги. результатом стала диспропорция в обмене города и села, что породило противоречие нэпа. Это порождало недовольство и бойкот сдачи с/х продукции государству. Власти шли на уступки деревне и снова закручивали гайки. Однако в 1925 году рубль превратился в свободно конвертируемую валюту и давление на крестьянство несколько ослабло.
Эти меры, несколько ослабив противоречия между городом и селом, не устранили перекоса в классовой ориентации Советской власти. Поддерживались кредитами и щадящим налогообложением слабые, разоряющиеся или неспособные вести дела хозяйства, а крупные ,подводимые под разряд кулацких, искусственно загонялись в нетерпимые условия. регулярно проводился принудительный передел земли. Результат такой политики не замедлил сказаться, и со второй половины 20-х гг. началось снижение товарности хозяйств. Началась стагнация с/х производства.
Однако были и положительные моменты. Уровень с/х производства по сравнению с 1913 годом повысился на 21%. К 1927 году были достигнуты довоенные показатели в промышленности. Улучшился уровень жизни населения. Но страх командно-административных структур перед перспективой потери  руководства экономикой  в своих интересах, провозглашение на XIV съезде партии курса на ускоренную индустриализацию за счёт села с акцентом на базовые отрасли промышленности очень быстро обостряли противоречия нэпа. А сам нэп был подведён к краю пропасти. Конец 20-х гг. ознаменовался свёртыванием нэпа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий