4.1. Тестовые вопросы по дисциплине «Введение в литературоведение» студентов дневного отделения
1. Какое из приведенного перечня определений не имеет отношения к многозначному термину «поэтика»: а \ Система средств выражения в литературном произведении; б \ Наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств в них используемых; в \ Дисциплина, изучающая конструкцию нехудожественных произведений; г \ Систематизированные сведения о свойствах художественного литературного произведения и о литературном процессе. 2. Автором «биографического» метода в литературоведении считается: а \ Гегель; б \ И. Тэн; в \ Ш.О. Сент-Бев; г \ А.Н. Веселовский; д \ А.А. Потебня. 3. К лирике как литературному роду можно отнести: а \ басню; б \ оду; в \ стихотворную комедию; г \ поэму. 4. К силлабическому стиху тяготеют: а \ Языки с т. н. «фиксированным» ударением; б \ Языки, для которых характерно различие гласных по долготе и краткости; в \ Языки, для которых характерна ударность и безударность гласных при отсутствии принципа «фиксированного» ударения. 5. Какая форма художественной патетики / архитектоническая форма, форма эстетического объекта, «модус» художественности и пр. / представлена в следующем описании / «… Герой шире отведенного ему места в мире, он обнаруживает императив своего поведения не во внешних предписаниях, а в себе самом… В этом мире художественности гибель никогда не бывает случайной. Это восстановление распавшейся целостности ценой свободного отказа либо от мира /уход из жизни/, либо от себя, своей самости. Персонаж по собственному произволу совершает гибельный выбор, чтобы, по выражению Ф.Шеллинга, «самой утратой своей свободы доказать именно эту свободу и погибнуть, заявляя свою свободную волю» /. В. И. Тюпа. а \ элегическое; б \ драматическое; в \ трагическое. 6. Понятие «вольного стиха» является синонимичным понятию: а \ верлибр /свободный стих/; б \ акцентный стих; в \ неравностопный ямб / «басенный» стих/. 7. Какой жанр может быть назван «внеродовой» формой, т. е. лишенной свойств эпоса, лирики и драмы или же не в полной мере ими обладающей: а \ поэма; б \ баллада; в \ ода; г \ эпиграмма; д \ мелодрама. 8. Указать на правильное значение термина «атрибуция»: а \ Упорядоченность, комбинация согласных звуков в стихотворной речи, синоним понятия «аллитерация»; б \ Одна из основных задач текстологии, установление авторства, места и времени создания текста; в \ Способ художественного «расположения», распределения событий в сюжете литературного произведения. 9. Какой из приведенных ниже образцов повествования может быть назван сказом: а \ «Встречал я посреди степей Над рубежами древних станов Телеги мирные цыганов, Смиренной вольности детей. За их ленивыми толпами В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил И засыпал пред их огнями. В походах медленных любил Их песен радостные гулы – И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил». / А. С. Пушкин. « Цыганы» / б \ «Приступая к описанию недавних и столь странных событий, произошедших в нашем, досель не отличавшемся городе, я принужден, по неумению моему, начать несколько издалека, а именно некоторыми биографическими подробностями о талантливом и многочтимом Степане Трофимовиче Верховенском». / Ф. М. Достоевский. «Бесы» / в \ «Один мой знакомый парнишка – он, между прочим, поэт – побывал в этом году за границей. Он объездил Италию и Германию для ознакомления с буржуазной действительностью и для пополнения недостающего гардероба. Очень много чего любопытного видел. Ну, конечно, говорит, громадный кризис, безработица, противоречия на каждом шагу. Продуктов и промтоваров очень много, но купить не на что. Между прочим, он ужинал с одной герцогиней». / М. Зощенко. «Западня» / г \ «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую он нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту». / Ф.М. Достоевский. | ||||
«Преступление и наказание» /.
10. На какую сторону / «срез», «уровень» и пр. / литературного произведения указывает определение В. Кайзера и В, Кожинова: «Костяк действия, схема действия, воспроизводимая в пересказе»: а \ Композиция; б \ Фабула; в \ Сюжет; г \ Субъектная организация 11. В состав академического литературоведения включается: а \ структурализм; б \ психоанализ в литературоведении; в \ психологическая школа; г \ ритуально-мифологическая критика 12. Стихотворный размер / метр / следующих стихотворных строк А. Блока: «Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою». а \ Ямб; б \ Дактиль; в \ Анапест; г \ Дольник 13. Тип коллизии обязательный для жанра трагедии: а \ Противоречие внутри характера; б \ Противоречие между характером и обстоятельствами; в \ Противоречии между характерам 14. Какая из перечисленных ниже форм может быть отнесена к т. н. «твердым» формам, т. е. таким, в которых упорядочены строфика и объем /количество стихов/ или же только строфика: а \ Басня; б \ Элегия; в \ Поэма; г \ Триолет 15. «Прямой» порядок расположения событий в сюжете, согласно точке зрения представителей русской формальной школы, это: а \ Ход событий аналогичный последовательности событийного ряда в фабуле; б \ Свободное, независимое от фабулы распределение событий; в \ Последовательность событий, опирающаяся на единый конфликт и характерная в основном для драматических произведений. 16. Определить композиционный тип данного стихотворного лирического произведения А. Фета: «Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор». а \ Композиционное «кольцо» /кольцевой тип композиции/; б \ Композиция градации /ступенчатый тип композиции/; в \ Анафорическая композиция. 17. Направление /школа/ в литературоведении и критике, которое художественную форму литературного произведения рассматривает как форму его восприятия и которое одной из своих задач считает изучение и описание структуры читательского впечатления: а \ Психоанализ в литературоведении; б \ Формальная школа; в \ Структурализм в литературоведении; г \ Рецептивная эстетика; д \ Культурно-историческая школа. 18. Двустишие в арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной поэзии как единый, устойчивый и повторяющийся компонент стихотворной речи: а \ дистих; б \ бейт; в \ вирша; г \ катрен. 19. Формально-субъектная организация литературного произведения это: а \ Соотнесенность отрезков текста с используемыми в нем субъектами речи; б \ Соотнесенность отрезков текста с используемыми в нем субъектами сознания; в \ «Внешнее» композиционное оформление текста /деление на главы, части, строфы, акты, сцены и т.д /. 20. «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». Данное описание критериев разграничения литературных родов принадлежит: а \ Платону; б \ Аристотелю; в \ Гегелю; г \ Шеллингу; д \ Белинскому 21. Элементом сюжета, его «простейшей повествовательной единицей», согласно А.Н. Веселовскому, является: а \ Действие; б \ Событие; в \ Мотив; г \ Функция. 22. К примерам, образцам архитектонических форм /формы эстетического объекта, формы эстетического завершения/, по М.М. Бахтину, относится: а \ «Внешнее» композиционное членение произведения на части, главы, строфы и т.д.; б \ Композиция стихотворного лирического произведения, основанная на параллелизме; в \ Комическое г \ Диалог и актовое членение в драматическом произведении. 23. Среди представленных ниже канонических / или имитирующих их/ образцов европейской и восточной поэзии выделите жанрово-композиционный тип | ||||
произведения, который называется г а з е л л о й / или г а з е л ь ю /.
а \ «Благоговейно чтят везде стихи Корана, Но как читают их? Не часто и не рьяно. Тебя ж, сверкающий вдоль края кубка стих Читают вечером, и днем, и утром рано». /Омар Хайям / б \ «Среди акаций Дожидался тебя Вздрагивал при шорохе каждом Падают вновь лепестки Белых цветов» /Рубоко Шо/ в \ «Лежу в траве на берегу, Ночной реки я слышу плески, Пройдя поля и перелески, Лежу в траве на берегу. На отуманенном лугу Зеленые мерцают блески. Лежу в траве на берегу, Ночной реки я слышу плески» /Ф. Сологуб/ г \ «В твоем алькове спят мечты и вечер странно долог, Не знаю я, придешь ли ты, как вечер странно долог. В твоем саду зеленый грот у синего фонтана И никнут алые цветы, и вечер странно долог. К тебе я плыл из смутных стран на зыбкой каравелле, Я видел тусклые порты, где вечер странно долог». /Э. Багрицкий / д \ «Девушка с зелеными глазами Выходит замуж за американца… Зачем Колумб Америку открыл?» /Н.Гумилев /. 24. Художественный прием задержки развития действия, включение в повествование дополнительных действующих лиц, вставных новелл, т.н. «авторских» отступлений, описаний природы, интерьера и т. п.: а \ Экспозиция; б \ Ретардация; в \ Интерлюдия; г \ Интерполяция. 25. Кто из перечисленных российских филологов может быть назван представителем формального метода в литературоведении: а \ А.А.Потебня; б \ А.Н. Веселовский; в \ М.М. Бахтин; г \ В.Б. Шкловский; д \ Ю.М. Лотман; е \ Д.С. Лихачев. 26. Дисциплина литературоведения, изучающая и издающая тексты в целях их дальнейшей критической проверки и дальнейшего литературоведческого исследования: а \ Библиография; б \ Историческая поэтика; в \ Текстология; г \ История литературы. 27. Драма как ж а н р возникает в словесном творчестве: а \ В эпоху Античности, вместе с жанрами комедии и трагедии; б \ В эпоху Возрождения; в \ Во второй половине 18 века; г \ В середине 19 века; д \ В конце 19 – начале 20 веков 28. Формулировка Гегеля «идея всеобщей жизни» применяется им для определения предмета, сущности и назначения: а \ Искусства в целом как формы общественного сознания; б \ Только для лирического творчества; в \ Только для романа как жанра; г \ Только для живописи как вида искусства. 29. В каком из приведенных далее фрагментов используется композиционный прием, который в литературоведении описывается с помощью целого синонимического ряда терминов: акромонограмма, анадиплосис, композиционный стык, подхват? а \ «Мне слабость этих рук знакома, И эта шепчущая речь, И стройной талии истома, И матовость покатых плеч». /А. Блок / б \ « О, весна, без конца и без краю! Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю И приветствую звоном щита». /А. Блок / в \ «Вот он – Христос – в цепях и розах За решеткой моей тюрьмы. Вот агнец кроткий в белых ризах Пришел и смотрит в окно тюрьмы». /А. Блок / г \ « Слезы жгучие лью: стал я братом печали сегодня. Слишком злые обиды меня повстречали сегодня Уязвлен я любовью, исхода найти не умею, Челн мой держит разлука на крепком причале сегодня» /Махтумкули, пер. А. Твардовского/. 30. Какое из приведенных ниже стихотворений В. Брюсова / или фрагментов его стихотворений/ могут быть отнесены к т. н. «ролевой» лирике ? а \ Лестница « Все каменей ступени, Все круче, круче всход. Желанье достижений Еще влечет вперед. Но думы безнадежней Под пылью долгих лет. Уверенности прежней В душе упорной – нет. Промедлив на мгновенье, Бросаю взгляд назад: Как белой цепи звенья – Ступеней острых ряд. Ужель в былом ступала На все нога моя? Давно ушло начало, В безбрежности края. И лестница все круче… Не оступлюсь ли я, Чтоб стать звездой падучей На небе бытия?» б \ Детская « Палочка-выручалочка, Вечерняя игра! Небо тени свесило, Расшумимся весело, Бегать нам пора! Раз, два, три, четыре, пять, Бегом тени не догнать. Слово скажешь, в траву ляжешь, Черной цепи не развяжешь. Снизу яма, сверху высь, Между них вертись, вертись. Что под нами, | ||||
под цветами,
За железными столбами? Кто на троне? Кто в короне? Ветер высью листья гонит И уронит с высоты… Я ли первый или ты? Палочка-выручалочка, То-то ты хитра! Небо тени свесило, Постучи-ка весело Посреди двора». в \ Раб «Я – раб, и был рабом покорным Прекраснейшей из всех цариц. Пред взором пламенным и черным, Я молча повергался ниц. Я лобызал следы сандалий На влажном утреннем песке. Меня мечтанья опьяняли, Когда царица шла к реке. И раз мой взор, сухой и страстный, Я удержать в пыли не мог, И он скользнул к лицу прекрасной И очи бегло ей обжег… И вздрогнула она от гнева, Казнь – оскорбителям святынь! И вдаль пошла – среди напева За ней толпившихся рабынь. И в ту же ночь я был прикован У ложа царского, как пес. И весь дрожал я, очарован Предчувствием безвестных грез. /…………………………………./ Вот сослан я в каменоломню, Дроблю гранит, стирая кровь. Но эту ночь я помню! Помню! О, если б пережить все – вновь!» 31. Какая из ниже перечисленных жанрово-архитектонических «ролей» субъектов переживания в лирических произведениях не характерна для элегии: а\ «рефлектирующий философ»; б\ «несчастный влюбленный»; в\ «пророк» 32. Драма как род литературы есть «синтез», сочетание элементов лирики и эпоса. Данное положение характерно для систематики: а\ Платона; б\ Аристотеля; в\ Гегеля. 33. Укажите пропущенное понятие в нижеследующем высказывании В.Шкловского: «Сюжет «Евгения Онегина» не роман героя с Татьяной, а обработка этой ( ? ), посредством перебивающих авторских отступлений». а\ композиция; б\ фабула; в\ субъектная организация; г\ форма. 34. Кумулятивный сюжет - это: а\ сюжет, основанный на едином конфликте: б\ сюжет, опирающийся на жесткую фабульную схему, с «рифмовкой» финальных и исходных компонентов, использованием первоначального комплекса тем, мотивов, ситуаций в конце произведения; в\ сюжет, основанный на принципах «накопления», «присоединения». «перечисления» элементов, часто использующий перечисление однотипных, тождественных, схожих ситуаций, мотивов или варьирующий одну и ту же ситуацию. 35. Какой из нижеприведенных текстов восточной поэзии может быть назван хокку/ хайку/? а\ Под вишней сижу. Всюду – в супе и рыбном салате – Лепестки цветов… /М. Басе / б\ В распростертых горах Фазана хвост, Долу свисающий хвост – Долгую, долгую ночь, Видно, один проведу. /«Манъесю»»/ в\ Ивы плакучей две ветки росли В домике рядом со мной. Тонкие, нежные, с давних времен Дружбу водили с хмельным. Завтра я их отпускаю домой. После того, как уйдут, В жизни я, верно, не буду уже Ветру весеннему рад. /Бо Цзюй-и/ 36. Строфа, состоящая из четырех стихов, заключающая в себе законченную мысль: а\ секстина; б\ катрен; в\ терцет г\ октава 37. Из перечисленных жанров выделите тип произведения, который входит в жанровую систему классицизма: а\ сказка; б\ роман; в\ басня; г\ мелодрама. 38. Понятие литературного направления используется в литературоведении для характеристики литературного процесса в сфере а\ словесного творчества в целом, включая как собственно литературу так и фольклор; б\ литературы Нового и Новейшего времени; в\ только литературы, как письменности, не важно какой эпохе принадлежащей, и противопоставленной устному творчеству; г\ литературы Античности и Средневековья. 39. Понятие «лирический герой», введенное в научный обиход Ю.Н.Тыняновым, использовалось им в значении: а\ любой субъект переживания в лирическом произведении; б\ только персонаж «ролевой» лирики; в\ в любом лирическом произведении, где обнаруживается «Я» субъекта речи; г\ субъект переживания, судьба и события жизни которого становятся темой переживания, отраженной в контексте творчества поэта, книге или цикле стихов. 40. Известно, что не всякая стихотворная строфа, состоящая из восьми стихов, может быть названа октавой. Из предлагаемых образцов выделите октаву: а\ Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стиснены. Суровою зимой я более | ||||
доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! /А.С.Пушкин / б\ Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, Неизвестность, гибель впереди! Женщины с безумными очами, С вечно смятой розой на груди! – Пробудись! Пронзи меня мечами, От страстей моих освободи! /А. Блок/ в\ Безвозвратная, вечно-родная, эти слезы, чуть слышно звенящие, проливал я, тебя вспоминая. Поглядел я на звезды горящие, как высокие скорбные мысли, и лучи удлинялись колючие, ослепили меня и повисли на ресницах жемчужины жгучие. /В. Набоков/ 41. Философ, использовавший для описания системы литературных родов категории «свободы» и «необходимости»: а\ Платон; б\ Аристотель; в\ Гегель; г\ Шеллинг. 42. Используя, созданную А.Н.Веселовским классификацию типов образных, психологических параллелизмов (а\ двучленный параллелизм; б\ одночленный параллелизм; в\ многочленный параллелизм; г\ отрицательный параллелизм), определите тип параллелизма в следующем образце: Что не бель в поле забелелася, Забелелася ставка богатырская, Что не синь в полях засинелася, Засинелися мечи булатные. 43. «Двуголосое» слово, по мнению М.М.Бахтина, это: а\ «Прямое, непосредственно направленное на свой предмет слово как выражение последней смысловой инстанции говорящего»; б\ «Объектное слово» (слово изображенного героя)», в котором преобладает социально-типическая или индивидуально-характерологическая определенность; в\ Диалог в драматическом произведении; г\ Слово с установкой на чужое слово (стилизация, пародия, рассказ рассказчика). 44. К какой системе стихосложения ( а\ метрической; б\ тонической в\ силлабической; г\ силлабо-тонической ) могут быть отнесены следующие стихотворные строки: Под славным великим Новым-городом, По славному озеру по Ильменю Плавает-поплавает сер селезень, Как бы ярой гоголь поныривает, А плавает-поплавает червлен корабль Как бы молода Василья Буславьевича, А и молода Василья со ево дружиною хороброю, Тридцать удалых молодцов… 45. Современник Лессинга, вступивший с ним в полемику по вопросу о границах видов искусств: а\ Гете; б\ Гердер; в\ Шиллер; г\ В.Б.Шкловский 46. Магистрал – это: а\ тип сюжета в драматическом произведении, основанный на единстве действия; б\ одна из жанровых модификаций криминального романа 19=20 вв; в\ заключительный, пятнадцатый сонет в венке сонетов; г\ синоним понятия «клаузула». 47. В каком из приведенных ниже стихотворных отрывков встречаются образцы спондея: а\ У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота. У людей-то для щей – с солониною чан, А у нас-то во щах – таракан, таракан! /Н. Некрасов/ б\ Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль. /А. Пушкин/ в\ Хотя певец земли родной Не раз уж пел об нем, Но песнь – все песнь, а жизнь – все жизнь! Он спит последним сном. /М. Лермонтов/ 48. Прозопопея – архаический термин, синоним понятия: а\ Прозаическое эпическое произведение с героической тематикой; б\ Олицетворение, особый вид метафоры, строящейся на перенесении черт живого существа на неодушевленные предметы и явления; в\ Несовершенное в художественном отношении произведение словесности; г\ Басня. 49. М. Бахтин считал выражение «образ автора» логико-семантической погрешностью, терминологически и понятийно неоправданным, поскольку: а\ принципиально не использовал в своих работах понятие «художественный образ» (и, следовательно, «образ автора»), считая его устаревшим и неэффективным в описании текста художественного произведения; б\ это выражение могло быть использовано только в анализе древнейших образцов художественной словесности, таких как «Илиада» Гомера или «Махабхарата»; в\ образ- есть вседа нечто созданное, а автор выступает как творческая, создающая инстанция, вненаходимый по отношению к создаваемому им миру и не могущий войти в этот мир как его часть, компонент; г\ считал, | ||||
что теория автора, так как она сложилась в литературоведении, избыточна для современной литературоведческой науки и может быть легко заменена иной концепцией.
50. Аллитерационный стих- это: а\ одна из разновидностей александрийского стиха во французской поэзии; б\ стих, использующий принцип диссонанса (неточной рифмы); в\ стих, в котором обязательно упорядочено чередование определенных согласных; г\ акростих. 51. Форма английского («шекспировского») сонета отличается от сонетных «канонических» форм Западной Европы: а\ количеством стихов в сонете (вместо четырнадцати – шестнадцать); б\ только способом рифмовки, не совпадающим с рифмовкой в итальянском и французском сонете; в\ строфикой (три катрена вместо двух, отсутствие терцета и финальное двустишие); г\ порядком организации двух обязательных катренов и двух терцетов ( сонет начинается двумя терцетами и заканчивается двумя катренами ). 52. Истоки теории сюжета могут быть обнаружены в работах: а\ Аристотеля; б\ А.Баумгартена; в\ А.Потебни; г\ З.Фрейда 53. Древнейшим типом образности А.Н.Веселовский считал: а\ сравнение; б\ метафору; в\ параллелизм 54. О какой категории идет речь в данном определении М.Эпштейна («…Категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. \...\ также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении»): а\ стиль; б\ художественный образ; в\ художественный метод 55. «Событие есть пересечение границы семантического поля». Это определение события в литературном произведении принадлежит: а\ Г. В. Ф. Гегелю; б\ Л. С. Выготскому; в\ Ю. М. Лотману; г\ М. М. Бахтину 56. О каком жанре идет речь в следующем фрагменте «Эстетики» Г.В.Ф.Гегеля: «Здесь, с одной стороны, вновь выступает во всей полноте богатство и многосторонность интересов, состояний, характеров, жизненных условий, широкий фон целостного мира, а также эпическое изображение событий. Но здесь отсутствует изначально поэтическое состояние мира, из которого вырастает настоящий эпос. /… / в современном смысле предполагает уже прозаически упорядоченную действительность…Одна из наиболее обычных и подходящих для /…/ коллизий – это конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений, а также случайностью внешних обстоятельств. Конфликт этот разрешается трагически или комически или же исчерпывается тем, что, с одной стороны, характеры, сначала противившиеся обычному порядку мира, учатся признавать в нем подлинное и субстанциональное начало, примиряются с его отношениями и начинают действовать в них, и, с другой стороны, они удаляют прозаический облик со всего осуществляемого и свершаемого ими, ставя тем самым на место преднайденной ими прозы действительность, родственную и дружественную красоте и искусству. Что же касается изложения, то /…/, как и эпос, требует целостности миросозерцания и взгляда на жизнь, многосторонний материал и содержание которых обнаруживаются в рамках индивидуальной ситуации, составляющей средоточие всего целого». а\ мелодрама; б\ роман; в\ очерк 57. Сфера т.н. «поэтической образности», согласно учению А.А.Потебни, наряду с «образными» словами ( слова с «внутренней»формой) и произведениями словесного творчества, включала в себя: а\ тропы; б\ ритмико-интонационные, ритмико-синтаксические конструкции; в\ факты невербального общения (жесты, мимику и др). 58. Характерная и эпохальная для эстетики русского формализма работа «Искусство как прием» принадлежит перу: а\ Р. Якобсона; б\ Б. Эйнебаума; в\ Б. Томашевского; г\ В. Шкловского; д\ Ю. Тынянова 59. Обязательной чертой идиллической картины мира /идиллического «хронотопа»/ в произведениях словесного творчества является: а\ замкнутость изображаемого пространства и его небольшой «объем»; б\ открытость и обширность изображаемого мира; в\ «раскрошенность», «фрагментированность», рассыпанного на части пространства, состоящего из несвязанных друг с другом «кусков», деталей, | ||||
«осколков» реальности.
|
четверг, 23 января 2014 г.
Тест
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий