Художественное время и художественное пространство в произведении.
Художественное время и пространство – важнейшие характеристики художественного образа, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности. Пространство и время – координаты смысла, это фундаментальные характеристики. Внутренний мир литературного воспроизведения заставляет нас говорить о художественном мире, который может быть охарактеризован с помощью художественного времени и пространства. Для каждого жанра свои пространственные характеристики (например, в волшебной сказке время быстрое, сказка «терпеть не может» замедления времени, «утро вечера мудренее», время на героях никак не отражается).
Время: быстрое/медленное, движущееся/останавливающееся, сплошное/дробное, фиксированное/повторяющееся, вечное/мгновенное.
Форма времени: противопоставление линейного времени циклическому времени. Линейное время (все меняется, нет повторений, но сохраняется опыт). Циклическое время (древнее время, характерное для мифологического мышления, не предполагает хранения опыта).
Время рассказывания – время, в котором живет сам повествователь, в чем он ведет свой рассказ.
Время совершения действия – это время героев.
Пространственно-временные характеристики отличаются от тех привычных качеств, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Пространственные характеристики произведения может искривляться или замыкаться на себя, может быть ограниченным, иметь конец, а отдельные части могут обладать различными свойствами.
Три измерения – длина, глубина, ширина – бывают нарушенными и перепутанными, что могут совмещать нереальное в существовании. Иногда пространство может быть перевернутым по отношении к действительности или постоянно менять свои свойства сжиматься, растягиваться.
Художественное пространство – это способ освоения реального физического времени и физического пространства.
Пространственные типы – большой мир/маленький мир, открытое/закрытое пространство, верх/низ, право/лево, двухмерное/трехмерное.
Вертикаль: дерево, лестница, связывающая Бога с человеком.
Горизонталь: дорога, море, речи, человек от мира неба.
Хронотоп – существенная взаимосвязь времени и пространства. Любая картина мира литературного произведения имеет хронотопические характеристики. Приметы времени мы раскрываем в пространстве, и пространство осмысливается через время.
Хронотоп дороги является главным способом организации художественного пространства в произведении. М.М.Бахтин (1895-1975) в своей работе «Эпос и роман» наряду с хронотопом дороги выделяет связанный с ним хронотоп встречи и говорит о том, что «дорога» — это преимущественное место случайных встреч. На дороге пересекаются пути многоразличнейших людей – представителей всех сословий, состояний и возрастов. Здесь своеобразно сочетаются ряды человеческих судеб и жизней. «Дорога» – это точка завязывания и место совершения событий. На дороге раскрывается и показывается социально-историческое многообразие страны.
Художественное время и пространство – важнейшие характеристики художественного образа, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности. Пространство и время – координаты смысла, это фундаментальные характеристики. Внутренний мир литературного воспроизведения заставляет нас говорить о художественном мире, который может быть охарактеризован с помощью художественного времени и пространства. Для каждого жанра свои пространственные характеристики (например, в волшебной сказке время быстрое, сказка «терпеть не может» замедления времени, «утро вечера мудренее», время на героях никак не отражается).
Время: быстрое/медленное, движущееся/останавливающееся, сплошное/дробное, фиксированное/повторяющееся, вечное/мгновенное.
Форма времени: противопоставление линейного времени циклическому времени. Линейное время (все меняется, нет повторений, но сохраняется опыт). Циклическое время (древнее время, характерное для мифологического мышления, не предполагает хранения опыта).
Время рассказывания – время, в котором живет сам повествователь, в чем он ведет свой рассказ.
Время совершения действия – это время героев.
Пространственно-временные характеристики отличаются от тех привычных качеств, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Пространственные характеристики произведения может искривляться или замыкаться на себя, может быть ограниченным, иметь конец, а отдельные части могут обладать различными свойствами.
Три измерения – длина, глубина, ширина – бывают нарушенными и перепутанными, что могут совмещать нереальное в существовании. Иногда пространство может быть перевернутым по отношении к действительности или постоянно менять свои свойства сжиматься, растягиваться.
Художественное пространство – это способ освоения реального физического времени и физического пространства.
Пространственные типы – большой мир/маленький мир, открытое/закрытое пространство, верх/низ, право/лево, двухмерное/трехмерное.
Вертикаль: дерево, лестница, связывающая Бога с человеком.
Горизонталь: дорога, море, речи, человек от мира неба.
Хронотоп – существенная взаимосвязь времени и пространства. Любая картина мира литературного произведения имеет хронотопические характеристики. Приметы времени мы раскрываем в пространстве, и пространство осмысливается через время.
- Художественное время и пространство.
- Хронотоп.
- Качество события (если характеристика отсутствует, то это тоже важная характеристика).
- Порядок событий.
- Сюжет.
- Тип сюжета определяет жанр.
- Род.
Хронотоп дороги является главным способом организации художественного пространства в произведении. М.М.Бахтин (1895-1975) в своей работе «Эпос и роман» наряду с хронотопом дороги выделяет связанный с ним хронотоп встречи и говорит о том, что «дорога» — это преимущественное место случайных встреч. На дороге пересекаются пути многоразличнейших людей – представителей всех сословий, состояний и возрастов. Здесь своеобразно сочетаются ряды человеческих судеб и жизней. «Дорога» – это точка завязывания и место совершения событий. На дороге раскрывается и показывается социально-историческое многообразие страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий