Композиция литературного произведения. Значение термина «композиция». Основные композиционные формы эпического произведения. «Твердые формы» в поэзии.
Существует 3 значения термина композиция.
1)Композиция – это взаимосвязь и членение разнородных компонентов.
Композиционные элементы: персонаж, система персонажей, событие – все что угодно. Но это неправильное определение. Здесь его приравнивают к определению литературного произведения.
Значение термина «композиция» меняется в зависимости от того, что берется в качестве минимального композиционного элемента.
2)Композиция – взаимосвязь и членение ракурсов или способов литературного изображения. Основные компонентные формы: повествование, описание, монолог, диалог, реплика. Но здесь понятие «композиция» приближается к понятию «Субъектная организация». Только при субъектной организации нас волнует точки зрения, а когда мы говорим о ком-то, нас интересует отрезок текста, в которых эти точки знания различаются.
3)Композиция – взаимосвязь и членение отрезков текста, в которых реализуется точка зрения. Это самое удобное определение.
Основные композиционные формы эпического произведения:
Описание – это изображение предметного мира, в его статике.
Повествование – изображение предметного мира в его динамике. Повествование является показателем того, что происходит событие.
«Твердые формы» - такие стихотворные формы, в которых традиции, объем и строфическое строение жестко определены.
Две группы:
1) Объем не важен, важна лишь комбинация.
2) В одном строго определены и объем, и строфика.
Терцет – трехстишие (Данте «Божественная комедия»).
Катрен – четверостишие.
Пятистишие.
Сикстина - шестистишие.
Октава – восьмистишие.
Октава обязательно пишется на 3 рифмах:
_а
_б
_а
_б
_а
_б
_с
_с
Сицилитена - 8 строк, но др. рифма:
_а
_б
_а
_б
_а
_б
_а
_б
В восточной поэзии используется газема (газель). Бейт – это двустишие.
В газеле 1ый бейт связан парной рифмой. Каждый нечетный стих не рифмуется. Каждый четный стих – рифмуется.
б – рифма отсутсвует.
_а
_а
_б
_а
_а
Твердые формы:
1) Газель (газема) – и строфа и объем упорядочены.
Сонет – 14 стихов: 2 катрена, 2 терцета (тезис – антитезис –синтез). абба абба ввг ддг
Вилланелла – и строфика и объем упорядочены – 19 стихов: 5 трехстиший и одно заверщающее четверостишие.
Баллада – 28 строф (8884).
Круглые формы: триолет, рондель, рондо.
Триолет – 8 стихов: 1, 4, 7 повторяются и 2, 8 тоже повторяются.
Рондель – 2 катрена и заключительное пятистишие (АБба абАБ аббаА).
Рондо – 15 стихов: 9 и 15 повторяют 1 строфу.
Восточная поэзия.
Рубаи – 4стишие (из 2 бейт)
1) аааа
2) абаб
3) два 1 бейта газемы – первые 2 зарифмованы, 3 –нет, 4 с первыми двумя. Ааба
Танка – 31-слоговой пятистрочный стих (57577)
Хокку – трехстишие: 17 слогов
Существует 3 значения термина композиция.
1)Композиция – это взаимосвязь и членение разнородных компонентов.
Композиционные элементы: персонаж, система персонажей, событие – все что угодно. Но это неправильное определение. Здесь его приравнивают к определению литературного произведения.
Значение термина «композиция» меняется в зависимости от того, что берется в качестве минимального композиционного элемента.
2)Композиция – взаимосвязь и членение ракурсов или способов литературного изображения. Основные компонентные формы: повествование, описание, монолог, диалог, реплика. Но здесь понятие «композиция» приближается к понятию «Субъектная организация». Только при субъектной организации нас волнует точки зрения, а когда мы говорим о ком-то, нас интересует отрезок текста, в которых эти точки знания различаются.
3)Композиция – взаимосвязь и членение отрезков текста, в которых реализуется точка зрения. Это самое удобное определение.
Основные композиционные формы эпического произведения:
Описание – это изображение предметного мира, в его статике.
Повествование – изображение предметного мира в его динамике. Повествование является показателем того, что происходит событие.
«Твердые формы» - такие стихотворные формы, в которых традиции, объем и строфическое строение жестко определены.
Две группы:
1) Объем не важен, важна лишь комбинация.
2) В одном строго определены и объем, и строфика.
Терцет – трехстишие (Данте «Божественная комедия»).
Катрен – четверостишие.
Пятистишие.
Сикстина - шестистишие.
Октава – восьмистишие.
Октава обязательно пишется на 3 рифмах:
_а
_б
_а
_б
_а
_б
_с
_с
Сицилитена - 8 строк, но др. рифма:
_а
_б
_а
_б
_а
_б
_а
_б
В восточной поэзии используется газема (газель). Бейт – это двустишие.
В газеле 1ый бейт связан парной рифмой. Каждый нечетный стих не рифмуется. Каждый четный стих – рифмуется.
б – рифма отсутсвует.
_а
_а
_б
_а
_а
Твердые формы:
1) Газель (газема) – и строфа и объем упорядочены.
Сонет – 14 стихов: 2 катрена, 2 терцета (тезис – антитезис –синтез). абба абба ввг ддг
Вилланелла – и строфика и объем упорядочены – 19 стихов: 5 трехстиший и одно заверщающее четверостишие.
Баллада – 28 строф (8884).
Круглые формы: триолет, рондель, рондо.
Триолет – 8 стихов: 1, 4, 7 повторяются и 2, 8 тоже повторяются.
Рондель – 2 катрена и заключительное пятистишие (АБба абАБ аббаА).
Рондо – 15 стихов: 9 и 15 повторяют 1 строфу.
Восточная поэзия.
Рубаи – 4стишие (из 2 бейт)
1) аааа
2) абаб
3) два 1 бейта газемы – первые 2 зарифмованы, 3 –нет, 4 с первыми двумя. Ааба
Танка – 31-слоговой пятистрочный стих (57577)
Хокку – трехстишие: 17 слогов
Комментариев нет:
Отправить комментарий